Работая с детьми и подростками, специалисты сталкиваются с рядом проблем, связанных с поведением родителей.
В семьях, где подростки страдают от тех или иных эмоциональных или поведенческих нарушений, нередко накапливается большое количество взаимного недовольства и раздражения. Коммуникация, как правило, нарушена, дети и родители проводят мало времени вместе, зачастую даже уже не интересуются жизнью друг друга или делают это довольно формально. В таких семьях некомфортно живется всем членам семьи.
Подростки все еще находятся внутри семейной системы и, как правило, продолжают подвергаться воздействию со стороны родителей. Поведение родителей может выступать и как запускающий фактор для проблемного поведения ребенка, и как поддерживающий.
В психотерапии мы работаем с поддерживающими факторами, а следовательно, нам необходимо вовлекать родителей в терапию. Более того, родители могут помочь своему ребенку в изменении проблемного поведения, если будут знать, как формировать необходимое поведение, как и когда подкреплять желательное поведение и игнорировать нежелательное.
Перед специалистом стоит непростая задача: вовлечь и выстроить работу как с самим подростком, так и с его родителями или опекунами. Исследования показывают, что участие родителей в терапевтическом процессе повышает эффективность терапии и снижает риск выпадения подростка из психотерапии, улучшает взаимоотношения в семье.